История школьной формы – с древности до наших дней
Режим работы: пн-чт 9.00-18.00
пт 9.00 - 17.00
сб-вс выходной

История школьной формы – с древности до наших дней

Новости


30.08.2023

История школьной формы – с древности до наших дней

Споры о школьной форме, её плюсах и минусах бесконечны: одним идея единообразного школьного платья кажется привлекательной, другие отзываются о ней с ужасом. Сейчас единого стандарта нет, и все школы вправе самостоятельно решать, что должны носить ученики. Так было не всегда, поэтому мы решили вернуться к истокам и посмотреть, какой путь прошла идея о дресс-коде школьника и с чего всё началось.

Ты помнишь, как всё начиналось?

Школьная форма как явление появилась в Средневековой Европе: первые массовые школы открывались при церквях и монастырях, а ученики (тогда учиться брали только мальчиков) носили одежду цветов того монашеского ордена, под чьим неусыпным вниманием грызли гранит науки. Собственно, всё сводилось к подобию рясы, подпоясанной верёвкой или шнурком, да ещё стрижке «под горшок» (от неё до выбритой тонзуры – один шаг).

Следующий шаг сделали англичане: в 1552 году король Эдуард VI (тот самый добрый король, о котором повествует книжка «Принц и нищий») основал Christ’s Hospital – заведение для сирот и детей городской бедноты; чтобы подчеркнуть символизм и важное значение нового начинания, дети получили униформу, состоявшую из синего сюртука с фалдами до пола, жилетки, коротких штанов, чулок и кожаного ремня. Другие британские школы последовали этому примеру лишь в XVIII столетии (а до введения всеобщей обязательной формы прошло аж три столетия, это случилось в 1870 году).

Печенег – враг ручича на пути к всеобучу

В Древней Руси были свои очаги образованности: Киев, Чернигов, Ростов, известный своей княжеской библиотекой, а также Новгород, где грамотность, кажется, была достаточно рядовым явлением. Однако в целом уровень грамотности был невысоким. Положение стало меняться лишь с петровскими преобразованиями: царю-реформатору нужна была массовая прослойка грамотных дворянских и купеческих детей, как проводников модернизационной политики.

Пётр любил форму и лично утверждал эскизы солдатской, офицерской формы для кавалерии и пехоты, а вот до гражданского мундира рука самодержца не дошла. Лишь его далёкий потомок, Николай I, в 1834 году исправил эту несправедливость, узаконив его – а заодно и форму для студентов и гимназистов.

Гимназическая форма была статусной вещью, ей гордились, нося не только в школе, а повсеместно; в основе был военный фасон, что импонировало мальчишкам. Образец был стандартный, различался только фурнитурой, цветом околыша фуражки или дизайном пуговиц. Парадная форма включала красивый мундир синего, серого или зелёного цвета с шитым серебром воротом. Время от времени форму меняли, то упрощая, то, напротив, делая более богатой и вычурной.

Форма для девочек, кстати, появилась лишь в 1896 году: женское образование в империи отставало от мужского. Фасон платьев очень знаком (его затем использовали, создавая советскую униформу), а вот цвета были разные, нередко весьма красивые.

Революционные события поставили на форме жирный крест: новая власть понимала, что советская промышленность не справится с задачей пошива десятков миллионов комплектов формы, родители не смогут её купить; признать это публично коммунисты не могли, а потому обосновали отмену идеологией: дескать, носить форму, это унизительно. Ученики получили свободу ходить в школу кто в чём хочет (и может).

Посмертная реабилитация формы

Так продолжалось до 1949 года – после войны декрет, отменивший школьную форму, утратил силу. Девочкам вернули старую дореволюционную форму, мальчики получили шерстяные брюки и гимнастёрки, подпоясанные ремнём с увесистой бляхой (наряду с утилитарным – поддержка штанов, этот предмет имел колоссальное значение в домашней педагогике, сочетая функции репетитора, тайм-менеджера, личного фитнес-тренера и психолога); форма была неудобной и негигиеничной, зато прочной и ноской.

В 1962 гимнастёрку сменил шерстяной мышиного цвета костюмчик полувоенного образца на четырёх пуговицах. Этот дизайн был откровенно неудачным, а потому продержался только до 1973 года.

Новую форму начали разрабатывать ещё в конце шестидесятых; в процесс оказались вовлечены десятки НИИ и фабрик, причём дизайн в разных советских республиках отличался: в РСФСР это был синий полушерстяной костюмчик в эмблемой-глобусом на шевроне, пятеркой простых пуговиц, декоративными погонами и удобными кармашками с клапанами на груди; в УССР всё было точно также, за исключением цвета – украинская форма была коричневой. Белорусская отличалась отсутствием нагрудных карманов, молдавская – видом шеврона и дизайном погонов. Одно время в прибалтийских республиках мальчишки 1-7 классов даже носили в школу шорты. Фуражки пропали, а добротные кожаные ремни сменились легкими пионерскими, из кожзама (основополагающая роль ремня в воспитании юных будущих строителей коммунизма при этом сохранилась).

Для девочек ничего нового тогда придумать не сумели, поэтому родители, стремясь принарядить дочерей, шили им чёрные шерстяные или белые шёлковые кружевные фартуки.

А в 1979–1982 году новую форму ввели для старших – начиная с 8 – классов. Парням достались брючные костюмы синего цвета (вместо красного шеврона с букварем – синий, со стилизованным атомом), девушкам – костюмы-тройки с трапециевидной юбкой, жилетом и пиджаком с накладными карманами. Тогда же впервые задумались над адаптацией формы под климатические условия. Например, в 1988 ленинградским, сибирским и дальневосточным девушкам разрешили зимой носить вместо юбки брюки: так теплее. Обсуждалась облегченная форма для южных республик и областей, проводились консультативные опросы родителей и (невиданное дело!) школьников.

Правда, форму в конце восьмидесятых достать становилось всё сложнее; в городах, где снабжение велось по 2-й и 3-й категории, на неё давали талоны, ей запасались впрок: удобно, дешево и прочно, а какие ещё требования предъявляют к детской одежде?

В 1991 Союз распался, а через год новый закон об образовании – уже российский – отменил обязательную форму, сославшись на этот раз на Конвенцию о правах ребёнка: носите, ребята, что нравится, лишь бы были чистые и опрятные. Индивидуальность и свобода самовыражения стали новыми приоритетами. Первое время так и было, но уже в середине девяностых форму ввели в некоторых частных, а в начале нулевых – и в отдельных государственных школах (последних со временем становилось всё больше). А следом вернулась и дискуссия о введении обязательной формы; с каждым годом приобретая всё более конкретные очертания.

Назад

Оставить заявку